Работа с родителями

Содержание

Роль семьи в формировании личности

Любите детей такими, какие они есть

Тренинги

Анкеты и тесты для родителей

Роль семьи в формировании личности

Подготовка: на столах для родителей разложены бланки с вопросами следующей анкеты.

Анкета «Ребенок и его семья»

1. Меня почти во всем поддерживают.
2. У нас бывают разногласия, даже ссоры.
3. Мне бывает трудно дома.
4. Ко мне предъявляют слишком высокие требования в учебе.
5. Меня во многом ограничивают.
6. Дома считаются с тем, что бы мне хотелось иметь из одежды, с другими нуждами.
7. Мне дают карманные деньги.
8. У нас дома бывают одноклассники, друзья.
9. Мне хотелось бы иметь больше самостоятельности.
10. Родители заняты только собой.

Накануне родительского собрания на эти вопросы отвечали дети.

Ход собрания.

1. Слово учителя.
Уважаемые родители, сегодня мы поговорим о ваших детях, о том, какую роль в воспитании играют семья и школа, так как семья и школа – это два социальных института, от согласованности действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка.

Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как союзники, делясь с детьми своей добротой, опытом, знаниями.

Взаимоотношения семьи и школы важны не только в первые годы пребывания ребенка в школе, когда он еще не приобрел нужной способности к самоуправлению своими чувствами, поведением. Актуальными они остаются и в старшем возрасте, ведь зачастую именно в школе у ребенка появляется шанс для самовыражения, проявления своих талантов.

Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские. Школа может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным фактором формирования личности ребенка.

Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых – отсутствие нормальной любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей.

Самое главное для ребенка – чтобы его любили.

Но любовь эта должна быть мудрой, должна приносить только благо ребенку. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их». Есть много разновидностей этой уродливой любви, главные из них:
- любовь умиления;
- любовь деспотическая;
- любовь откупа.

Любовь умиления – самое печальное, что можно представить себе в отношениях родителей и детей. Это инстинктивная, неразумная, иногда наивная любовь. К чему она может привести? Ребенок, воспитанный в атмосфере умиления, не знает, что в человеческом общежитии есть понятия «можно», «нельзя», «надо». Ему кажется, что ему все можно. Он не знает своего долга перед родителями, не умеет и не хочет трудиться, потому что не видит людей и не чувствует сердцем, что у тех, кто его окружает, есть свои желания, свои потребности, свой духовный мир. У него складывается твердое убеждение в том, что он приносит счастье, радость родителям и другим людям уже тем, что он просто живет на свете.

Вторая разновидность неразумной родительской любви – деспотическая любовь. Эта форма – одна из причин того, что у ребенка с малых лет извращается представление о добром начале в человеке, он перестает верить в человека и человечность. В обстановке деспотического самодурства, мелочных придирок, постоянных упреков человек ожесточается. Все это происходит из-за неумения родителей пользоваться своей властью. Родительская власть должна не подавлять волю ребенка, а поощрять и вдохновлять его внутренние силы, его желание быть хорошим.

Уважайте детское желание быть хорошим и помните, что ваш сын, ваша дочь – такой же человек, как и вы, его душа явно протестует, когда кто-то пытается сделать его игрушкой своего произвола.

Третья разновидность неразумной родительской любви – любовь откупа. Она состоит в том, что родительский долг видится родителям только в обеспечении всех материальных потребностей детей. Это взгляд на воспитание детей как на что-то совершенно обособленное, отделенное забором от общественных обязанностей. Если в такой семье ни один из родителей не уделяет достаточного внимания детям, то их окружает атмосфера духовной пустоты, убожества. Они живут среди людей и не знают людей, их сердцам совершенно не знакомы такие чувства, как ласка, сострадание, милосердие.

Какой же должна быть подлинная родительская любовь? Каким вырастет ребенок, во многом определяется его положением в системе семейных отношений. Положение бывает различным:
- благополучным, когда семья, родители проявляют разумную заботу о ребенке, когда его воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, когда заботятся не только о нем, но и он заботится обо всех, когда его уважают и он уважает других;
- неблагополучным, когда он – баловень семьи, а затем нередко – и деспот семьи, либо он изгой и растет как сорная трава, либо он – «квартирант», которому нет дела до семейных проблем.

2. Практическая часть.

Вы должны взглянуть на некоторые ситуации, возникающие в семье, глазами ваших детей, а потом сравнить свои ответы с их взглядами и проанализировать результаты сравнений.

Перед вами лежат бланки с вопросами анкеты «Ребенок и его семья». Ваша задача – попробовать поставить себя на место вашего ребенка и ответить на вопросы так, как ответил бы он, т.е. взглянуть на ситуацию его глазами.

Родители отвечают на вопросы анкеты. После этого им для сравнения раздаются ответы их детей. После собрания классный руководитель собирает ответы детей и родителей для дальнейшего анализа ситуации в семье.

Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации о том, как надо себя вести, даем им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. В чем здесь причина? Может быть, все дело в том, что наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим? Дети – наши постоянные свидетели, они видят наши падения, срывы, провалы, как бы мы ни старались это скрыть.

А может все дело в том, что дети учатся жить у жизни.

Попробуем выяснить, чему же может научиться ребенок, когда он оказывается в определенных ситуациях. Родителям предлагается закончить предложения:
1. Если ребенка постоянно критикуют, он учится…(ненавидеть).
2. Если ребенок живет во вражде, он учится….(быть агрессивным).
3. Если ребенок растет в упреках, он учится…(жить с чувством вины).
4. Если ребенок живет в терпимости, он учится….(понимать других).
5. Если ребенка хвалят, он учится….(быть благородным).
6. Если ребенок растет в честности, он учится….(быть справедливым).
7. Если ребенок растет в безопасности, он учится….(верить в людей).
8. Если ребенка поддерживают, он учится….(ценить себя).
9. Если ребенка высмеивают, он учится….(быть замкнутым).
10. Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится….(находить любовь в этом мире).

По окончании работы проводится коллективное обсуждение вариантов ответов.

3. Заключительная часть.

У нас у всех есть возможность выбора. Но именно от вас в большей степени зависит, каким вырастет ваш ребенок, каким он войдет во взрослую жизнь. Школа и учителя помогут найти выход в сложной ситуации. Важно помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребенка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не слова и нравоучения.

Любите детей такими, какие они есть

Словно быстрые весенние потоки, проносятся наши годы, и нельзя обратить их вспять, заставить задержаться, возвратить счастливые мгновения прожитой жизни. Казалось, только вчера за нами захлопнулись двери родной школы, и мы, радостные, полные самых светлых надежд, вступили на путь самостоятельной, взрослой жизни. Однако вскоре пришло понимание того, что достичь желаемого совсем непросто, а порой и невозможно, что с годами незаметно теряется юношеский задор, появляется тяга к покою и какая-то внутренняя неудовлетворенность стучится в сердце, заставляя грустить о несбывшемся. И лишь наши дети способны заполнить душевную пустоту, образовавшуюся в результате стечения обстоятельств, мешающих осуществлению задуманного нами. Мы стараемся сделать все возможное, чтобы они избежали наших ошибок, достигли того, чего не удалось добиться нам самим. Нам кажется, что наш ребенок исключительный, и эту исключительность мы пытаемся разглядеть в нем едва ли не с пеленок. А когда он вырастет не таким, каким бы нам хотелось, мы начинаем упрекать его в лени, в неблагодарности и прочих грехах, забывая спросить, а что же надо ему самому. А надо ребенку, как ни странно, не так уж и много. Каждый ребенок нуждается в родительской любви, которая заключается в осознании того, что ребенок, в каком бы он возрасте не находился, - это личность со своими интересами, желаниями, обязанностями и правами. И нельзя лишать его самостоятельности в принятии решений.

Иногда же безграничная любовь родителей вместо нежности, радости, поддержки формирует в ребенке чувства неудовлетворенности, неуверенности, агрессии, по сути такая любовь перерождается в нелюбовь. Формы проявления родительской нелюбви разнообразны. Прежде всего, это стремление оградить ребенка от всех трудностей, готовность исполнить любые его желания. Однако в будущем такая «любовь» приведет к беде: из такого излишне опекаемого и избалованного ребенка вырастет эгоист, совершенно не знающий жизни, не способный стать счастливым сам и подарить счастье родным и близким. Ведь это умение само не приходит, оно ненавязчиво прививается изо дня в день, в первую очередь родителями. Это обязывает их быть внимательными к своему поведению, чтобы негативные стороны взаимоотношений между ними не отложились в сознании сына или дочери. От семейных ссор больше всего страдает дети, а не сами ссорящиеся.

Семейные ссоры и конфликты – это еще одна распространенная форма родительской нелюбви. Как бы родители ни пытались показать ребенку, что их разногласия никак не влияют на отношение к нему, вред, наносимый психике маленького человека в обстановке вражды между самыми близкими людьми, ничем не измерим. А если подобные размолвки приводят к уходу одного из родителей (чаще отца) из семьи, то в это время в целом мире не найти ребенка несчастнее, так как он чувствует себя ненужным и обманутым. На протяжении своей многолетней работы в школе я неоднократно с болью наблюдала за тем, насколько тяжелы нравственные переживания детей, оказавшихся в подобной ситуации. Они сразу же теряют интерес к учебе, озлобляются, отдаляются от одноклассников. И требуется немало усилий как со стороны педагогов, так и семьи, чтобы помочь ребенку поверить, что с разводом родителей жизнь для него не кончается, в ней по-прежнему остается место для добра и родительской любви. Еще отвратительнее, когда ставшие чужими родители начинают использовать ребенка в своих корыстных целях.

Самая ужасная форма родительской нелюбви – это откровенная жестокость, выражающая в применении физической силы. Она страшна тем, что укрепляет в сознании ребенка уверенность в незыблемости права сильного по отношению к слабому. Как правило, став взрослым, такой ребенок тоже начинает руководствоваться данным принципом. Но жестокость, как это уже не раз подтверждалось, бумерангом возвращается к тому, кто ее совершил. Дети, чьи родители считают универсальным средством воспитания ремень, становятся скрытными, изворотливыми, идут на любой обман, чтобы избежать наказания. У них нет мира в душе, а это состояние ведет к тому, что они во всех видят врагов: в учителях, в одноклассников и даже собственных родителях. Со сверстниками они ведут себя агрессивно. Все свои проблемы разрешают с помощью кулаков. Прежде чем опустить на ребенка занесенную для удара руку, загляните ему в глаза. И пока его взгляд таит лишь испуг, а не злобу, остановитесь. Иначе будет поздно. Очень скоро вам придется пожинать плоды своей жестокости. Не забывайте, что нет ничего отвратительнее, чем ударить того, кто слабее, кто в силу своего положения не может вам ответить. Ведь ребенок подобен хрупкому колоску, чудом сохранившемуся среди свежескошенного поля, который тянет свою головку к солнцу, качается даже от слабого дуновения ветерка, но налетит буря – и вот он уже лежит, поверженный, на земле. Так же легко можно сломать и неокрепшую детскую душу. Долг каждого родителя – защитить ее, подготовить к многочисленным жизненным невзгодам и потрясениям, встреча с которыми во взрослой жизни неотвратима, потому что реальная действительность – это не ровный путь, а извилистая дорога с нелегкими и опасными спусками.

Ощущение ребенка себя счастливым складывается из множества обстоятельств: отношение к нему сверстников, взрослых, успехов в учебе и в других важных делах. Задача родителей – умело разрешить или сгладить те противоречия, с которыми неизбежно сталкивается ребенок в процессе приобретения им социального опыта, постижения законов сосуществования с окружающими. Нужно настойчиво готовить ребенка к осознанию того, что жизнь полна препятствий, преодоление которых и позволяет ощутить всю ее полноту.

Больше всего нравственных переживаний ребенку доставляет плохая учеба, ведь ему приходится выслушивать упреки по этому поводу и от учителей, и от родителей. Отсюда возникает нежелание ходить в школу, так как ребенок знает, что, вернувшись домой, он должен будет отчитываться перед родителями за очередную двойку. Но никакими наказаниями и угрозами нельзя заставить сына или дочь хорошо учиться. Только подлинная родительская любовь, огромное терпение, согласованность с усилиями педагогов могут изменить ситуацию. Спокойно разберитесь, почему ребенок плохо учится, чтобы помочь ему справиться с бедой (а для него это действительно беда, которую без вашей помощи меленькому человеку не одолеть). Возвращаясь из школы домой, ребенок должен быть уверен, что там его встретят с любовью и радостью независимо от того, какие отметки стоят сегодня в его дневнике. Чувствуя поддержку и заинтересованность родителей в его успешной учебе, ребенок сам захочет учиться лучше, а не станет придумывать всевозможные способы, чтобы скрыть плохую оценку. И пусть он не станет отличником, зато будет расти честным человеком, не падающим духом из-за неудач, потому что рядом с ним всегда стояли любимые им и любящие его мудрые люди – отец и мать, готовые в любую минуту прийти ему на помощь, если в этом возникнет необходимость. Только чувство защищенности от всего враждебного, что есть в окружающем ребенка мире, делает его психику устойчивой к различным негативным жизненным явлениям.

Позвольте завершить разговор стихами на тему нашей беседы.

Любите нас такими,
Какие все мы есть.
Пусть недостатков в на не счесть,
Но мы же ваши дети,
И никого дороже
На всем огромном свете
Никто из вас не сможет
Найти средь суеты.
Мы вашим станем продолженьем,
Надеждой вашей и судьбой,
Тревогой, счастьем, вдохновеньем.
Но чтобы вдруг не стали мы бедой,
Своею жизнью день за днем
Быть благодарными учите.
Любви родительской огнем
Любовь ответную ведите.
Ведь лишь она одна
Очаг домашний согревает,
Бывает так она сильна,
Что все невзгоды побеждает.
Так будьте же терпимей к нам,
Понять нас просто постарайтесь.
И вопреки безжалостным годам,
Душою молодыми оставайтесь.

Тренинги

Первые уроки школьной отметки

Задачи тренинга:
1. показать родителям значение школьной отметки в жизни ребенка;
2. создать условия для формирования культуры родительского восприятия учебных умений школьников.

 

Подготовка.
С учащимися и родителями проводится анкетирование, результаты которого анализируются. Для родителей оформляются памятки по проблеме.

Анкета для родителей.

1. Допишите предложения:
Я знаю, что школьная отметка – это…
Я говорю своему ребенку, что школьная отметка – это…
Когда мой ребенок идет в школу, то я прошу его…
Когда мой ребенок идет в школу, то я желаю ему…
Когда мой ребенок получает хорошую отметку, то я…
Когда мой ребенок получает плохую отметку, то я…

2. Отметьте те фразы, которые Вы чаще всего используете, анализируя учение ребенка:

Что ты получил сегодня?
Ничего, не расстраивайся, у нас есть время все исправить.
Я так и знал! И в кого ты такой родился!
Марш в свою комнату, и не показывайся мне на глаза!
Ты ведь умница, и в следующий раз учитель в этом убедится.
Кто-нибудь получил отметку выше, чем ты?
Кто еще в классе получил двойки?
Давай попробуем разобраться в том материале, который для тебя так труден.
Вот так и будешь на «двойках» и «тройках» ехать!?

Анкета для учащихся

Допишите предложения:
Если я получаю хорошую оценку, то…
Если я получаю плохую оценку, то…
Мои родители говорят, что я могу учиться…
Если я что-то не понимаю, в домашнем задании, то родители…
Если я обращаюсь к родителям за помощью, то они…
Я знаю, что школьная отметка – это…

Памятка для родителей
«Как относиться к отметкам ребенка»

Не ругайте своего ребенка за плохую отметку. Ему очень хочется быть в Ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не получается, ребенок начинает врать и изворачиваться.

Сочувствуйте своему ребенку, если он долго трудился, но результат его труда невысок. Объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше важны знания и умения, которые он сможет приобрести в результате упорного ежедневного труда.

Не заставляйте своего ребенка вымаливать себе оценку в конце четверти ради Вашего душевного спокойствия. Не учите ребенка ловчить, унижаться и приспосабливаться ради положительного результата в виде высокой отметки.

Никогда не выражайте сомнения по поводу объективности выставленной оценки вслух. Есть сомнения – идите в школу и попытайтесь разобраться в ситуации. Не обвиняйте беспричинно других взрослых и детей в проблемах собственного ребенка.

Поддерживайте собственного ребенка в его победах, устраивайте праздники по случаю получения отличной отметки. Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребенку хотелось вам подражать.

Ход занятия

1. Вступительное слово ведущего
Ведущий приветствует родителей, объявляет тему и ход занятия, при необходимости проводит релаксацию.

2. Обучающий тренинг
Родители усаживаются по кругу. Участникам предлагается выполнить цикл тренинговых упражнений.

Упражнение 1. Родители по очереди отвечают на вопрос, что значит для них школьная отметка ребенка. Наиболее часто повторяющиеся ответы записываются на доске. Затем эти мнения обсуждаются совместно.

Упражнение 2. Родителям предлагается по очереди обсудить свои детские воспоминания, связанные со школьными оценками, и осмыслить их со своей теперешней, родительской, позиции.

Упражнение 3. Анализ картины И. Репина «Опять двойка». Примерные вопросы:
1. Как чувствует себя мальчик, изображенный на картине?
2. Хорошо ли ему живется в родном доме?
3. Как к нему относятся родные и близкие?
4. Как, по вашему мнению, закончится эта история?
5. нарисуйте финал данной картины с позиции родителей XXI века.

3. Анализ анкет учащихся
Родители знакомятся с анализом анкет учащихся. Анализ представлен в виде плаката. Плакат разделен на две половины: на первой половине плаката – положительное мнение учащихся об отношении родителей к школьным отметкам; на второй – отрицательное. По каждому отрицательному мнению родители должны высказать свое суждение. Свое суждение они начинают со слов: «Я считаю, что ребенок..»

4. Групповая работа
Ведущий предлагает родителям распределиться на команды (с помощью разноцветных жетонов) и обсудить типичные ситуации, связанные со школьной отметкой, после чего вырабатывается коллективная стратегия поведения взрослых в предложенной ситуации.

Ситуация 1. Ребенок не хочет делать уроки самостоятельно и ждет родителей до тех пор, пока они не вернутся с работы.

Ситуация 2. Ребенок приходит домой с очередной плохой отметкой.

Ситуация 3. Ребенок скрывает свои неудачи, исправляет плохие оценки в дневнике на хорошие.

Ситуация 4. Ребенок обвиняет учителя в том, что он несправедлив в оценке его знаний.

5. Рефлексия
Родители высказывают мнение по содержанию занятия. Свои отзывы они оформляют в виде тезисов: «Я узнал, что…»; «Новым для меня стало то, что…»; «Я убедился в том, что…»; «Меня не смогли убедить в том, что…»; «Я категорически против того, что…»; «Я не согласен с тем, что…».

Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребенка

Задачи тренинга:
1. обсудить с родителями проблему влияния застенчивости и неуверенности на учебные успехи школьника;
2. способствовать формированию у родителей желания помочь собственному ребенку в преодолении застенчивости и неуверенности;
3. обучить методам и приемам регуляции психологического состояния ребенка.

Подготовка.
Предварительно проводится социометрическое исследование (изучение статуса детей в коллективе), а также анкетирование детей и родителей. Оформляется памятка для родителей «Как помочь ребенку преодолеть неуверенность в себе».

Анкета для учащихся

Продолжи предложения:
Мне бывает страшно, когда я…
Я волнуюсь, когда…
Я неуверен, когда…
Я стесняюсь, когда…

Анкета для родителей

Продолжите фразы, приведенные ниже:
Наш ребенок проявляет застенчивость, если…
Наш ребенок неуверен в себе, если…
Наш ребенок стесняется, если…
Наш ребенок испытывает страх, когда…

Памятка для родителей
«Как помочь ребенку преодолеть неуверенность в себе»

Никогда не подчеркивайте вслух такую черту характера ребенка, как застенчивость. Не демонстрируйте эту его черту характера посторонним людям.

Поощряйте игры своего ребенка с младшими по возрасту детьми. Это придаст ему уверенности в своих силах.

Не ставьте своего ребенка в неловкие ситуации, не критикуйте его и не насмехайтесь над ним, наоборот, вселяйте в него уверенность в свои силы.

Стимулируйте общение своего ребенка с другими детьми, чаще приглашайте их в дом. Не сравнивайте качества характера своего ребенка с качествами детей, которые бывают у Вас дома.

Поощряйте инициативу ребенка в преодолении застенчивости, заметьте ее и вовремя оцените.

Не мешайте своему ребенку ошибаться и не подменяйте его жизненный опыт своим.

Говорите с ребенком по душам, дайте ему возможность выговориться, поделиться наболевшим. Спрашивайте его, если он сам ничего не говорит. Делайте это тактично и тепло. Будьте рядом с ним, если он в этом нуждается.

Ход тренинга

1. Вступительное слово ведущего
Учитель знакомит присутствующих с темой занятия и проблемой, ставит цели и задачи тренинга, настраивает родителей на конструктивное общение.

2. Практическая работа
Участникам тренинга предлагается серия упражнений, предназначенных для детей. Упражнения проигрываются родителями, что позволяет им осознать значимость данной проблемы и овладеть приемами ее преодоления. Родители работают в парах, по очереди выполняя предложенное задание.

Упражнение 1. «Авторитет». Предложите ребенку нарисовать свой портрет и описать его с положительной стороны.

Упражнение 2. «Мои эмоции». Предложите ребенку изобразить негативные эмоции, которые он часто переживает.

Упражнение 3. «Свет мой, зеркальце…». Предложите ребенку поработать с зеркалом и отметить свои самые положительные качества (внешние и внутренние).

Упражнение 4. «Маски». Предложите ребенку надеть маски различных сказочных персонажей и представить себя в их образе с помощью пантомимы и интонации, характерной для этих персонажей.

Упражнение 5. «Сказочное волшебство». Назовите ребенку сказочный персонаж с отрицательными качествами характера. Пусть ребенок придумает о нем сказку, в которой этот сказочный персонаж становится положительным героем.

Упражнение 6. «Разговор по телефону». Предложите ребенку поговорить по телефону с воображаемым собеседником с различной эмоциональной окраской разговора: зло, грубо, напористо, тепло и сердечно и т.д.

3. Рефлексия занятия
Подводятся итоги тренинга. Психолог отвечает на вопросы родителей, проводит индивидуальное консультирование.

Анкеты и тесты для родителей

Анкета №1

1. Какие положительные качества характерны для вашего сына (дочери)?
2. Какие отрицательные качества характерны для вашего сына (дочери)?
3. Какие качества Вы стараетесь воспитать у Вашего ребенка и насколько Вам это удается?
4. Имеет ли ваш ребенок постоянные обязанности по дому и как он их выполняет?
5. Как он относится к другим членам семьи, оказывает ли он им нужную помощь, сочувствует, защищает?
6. Принимает ли активное участие в делах семьи, в семейных праздниках, какую инициативу он проявляет при этом?

Анкета №2

1. Ваш ребенок при получении оценки по учебному предмету, как правило:
А) переживает, волнуется, реагирует эмоционально;
Б) спокоен в своих реакциях, не переживает;
В) переживает только тогда, когда оценки связаны с любимыми и нелюбимыми предметами;
Г) совсем равнодушен.

2. Оказывают ли влияние оценки Вашего ребенка на:
А) Ваше собственное настроение
ДА НЕТ
Б) на отношения в семье
ДА НЕТ

3. Как Вы реагируете на полученные Вашим ребенком оценки: «5» «4» «3» «2»
Ответ поставьте, пожалуйста под оценкой.

4. Как реагируете на «плохие» оценки? Наказываете ли Вы его в этом случае?

5. Как поощряете за успехи в учении и «хорошие» оценки?

6. Всегда ли Ваш ребенок знает, за что ему выставлена та или иная оценка? Аргументируют ли вашему ребенку учителя выставленные оценки?

Анкета №3

1. Достаточно Вы осведомлены о школьной жизни Вашего ребенка?
2. Сколько времени уделяете ребенку ежедневно?
3. Сколько времени уделяете ему в выходные и праздничные дни?
4. Обращаетесь ли Вы к классному руководителю или учителю за советом в проблемных ситуациях, связанных с воспитанием ребенка?
5. Удовлетворяет ли Вас кружковая работа в школе? Ваши предложения по улучшению ее работы.
6. На всех ли родительских собраниях Вы бываете? Устраивает ли Вас характер разговора на них? По каким вопросам воспитания детей Вы могли бы поделиться опытом?
7. Устраивает ли вас организация питания детей в школе? Ваши предложения.
8. Устраивают ли вас взаимоотношения вашего ребенка с одноклассниками? Ваши пожелания.
9. В какие учебные заведения готовятся поступить ваши дети? Хорошо ли Вы знаете, какие вузы, специальные учебные заведения функционируют в вашем районе и ближайших городах?

Тест для определения степени проявления заботы
родителей по отношению к собственному ребенку

Описание теста
Вам необходимо проанализировать 15 утверждений и высказать свое суждение по каждому из них, проставив нужные баллы:
1 – категорически не согласен;
2 – мне трудно с этим согласиться;
3 – может быть, это и верно;
4 – я с этим согласен.

1. Родители должны предвидеть все проблемы, с которыми может столкнуться их ребенок, чтобы помочь ему в их преодолении.
2. Для того, чтобы быть хорошей матерью, достаточно общения только с собственной семьей.
3. Маленького ребенка следует держать всегда при себе, чтобы предупредить его падения и ушибы.
4. Если ребенок делает то, что он обязан делать, он находится на правильном жизненном пути.
5. Ребенок не должен заниматься теми видами спорта, которые могут привести к увечьям.
6. воспитание ребенка – труд тяжелый и зачастую неблагодарный.
7. У ребенка не должно быть тайн от родителей.
8. Eсли мать не уделяет время воспитанию детей из-за собственной профессиональной деятельности, значит, отец плохо содержит семью материально.
9. Любовью родителей ребенка не испортить.
10. Родители должны ограждать ребенка от негативных сторон реальной жизни.
11. Главное, чем должен заниматься ребенок, - это учеба. Все остальное в доме в состоянии сделать родители.
12. Мать – главное лицо в доме.
13. Семья должна жить под девизом: «все лучшее – детям!»
14. Защитить ребенка от любой инфекции можно путем ограничения его контактов с окружающими.
15. Родители должны помочь ребенку в определении круга его друзей и приятелей.

Обработка и интерпретация результатов
40 баллов и выше. Все ваши усилия направлены на то, чтобы интересы вашего ребенка были надежно защищены. Однако, это вскоре может вызвать его протест. Ваш ребенок личностно зависит от вас, что не способствует формированию его собственных интересов, самооценки. У него не развито умение самостоятельно принимать решения и нести груз ответственности за них.
25-40 баллов. Вы заняли верную позицию в воспитании своего ребенка. Он получает достаточное количество внимания и заботы старших, но при этом имеет возможность проявлять свою независимость и взрослость.
Менее 25 баллов. Вы мало уделяете внимания вопросам воспитания своего ребенка. Вас больше волнуют ваши проблемы на работе и супружеские взаимоотношения.

Тест-прогноз
«Способности ребенка. Как их распознать»

Если у ребенка незаурядный интеллект, то он:
- ясно мыслит, хорошо рассуждает, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей и может их объяснить;
- обладает хорошей памятью, легко и быстро схватывает школьный материал, задает много интересных, необычных, но продуманных вопросов;
- любит читать книги не только по школьной программе, имеет обширные знания в любых областях не по возрасту;
- рассудителен и расчетлив, обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла;
- остро реагирует на все новое и доселе неизвестное.

Если у ребенка преобладают способности к технической области, то он:
- интересуется разными механизмами и машинами;
- любит разбирать и собирать различные приборы, конструировать модели;
- пытается разобраться в причинах поломок и неисправностей различных механизмов;
- использует испорченные приборы и механизмы для создания новых моделей;
- любит и умеет рисовать, чертить;
- читает специальную техническую литературу, заводит друзей с близкими ему интересами.

Если у ребенка ярко выражены способности к научной деятельности, то он:
- обладает ярко выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий и к обобщениям;
- умеет четко выражать словами чужую мысль;
- любит читать «взрослые» книги и словари, научно-популярные издания и отдает им предпочтение;
- задает много вопросов, связанных с процессами и явлениями окружающего мира;
- часто пытается дать свое объяснение процессам и явлениям;
- создает свои конструкции и схемы, исследования и проекты в той области знаний, которая его интересует.

Если у ребенка литературные способности, то он:
- любит фантазировать и придумывать;
- старается использовать изобразительные возможности языка для передачи любой информации;
- любит писать рассказы, стихи, ведет личный дневник;
- не стесняется демонстрировать свои литературные способности;
- увлекается чтением художественной литературы.

Если у ребенка художественные способности, то он:
- пытается выражать свои эмоции или чувства с помощью рисунка или лепки;
- любит рассматривать произведения искусства, посещает художественные выставки;
- умеет видеть необычное и прекрасное в окружающем, создает что-либо интересное и необычное в доме.

Если у ребенка ярко выражены музыкальные способности, то он:
- любит музыку, часами может ее слушать, приобретает музыкальные записи;
- с удовольствием посещает концерты;
- легко запоминает мелодии и ритмы, может их воспроизвести;
- с удовольствием играет, поет или хочет научиться играть на музыкальном инструменте;
- пытается сочинять свои собственные мелодии;
- хорошо разбирается в различных областях музыкальной культуры.

Если у ребенка спортивные способности, то он:
- энергичен и все время хочет двигаться;
- смел до безрассудства и не боится синяков и шишек;
- любит спортивные игры и всегда в них выигрывает;
- хорошо развит физически, имеет хорошую пластику, координирован в движениях;
- легко управляется с лыжами, коньками, велосипедом;
- имеет спортсмена-кумира, которому старается подражать;
- с удовольствием посещает уроки физкультуры и спортивные секции.

 
top